Адаптация подростков-иммигрантов в Германии
Германия занимает второе место в мире по количеству иммигрантов. Многие из переехавших в ФРГ иностранцев имеют семьи и детей — По результатам социологического опроса, дети в возрасте до 18 лет составляют примерно 12 % общей численности русскоязычных иммигрантов в Германии. Значительная доля этих детей является подростками. Их адаптация проходит гораздо сложнее, чем адаптация детей дошкольного и младшего школьного возраста — так как их личность и мировоззрение уже сформированы их родной культурой. Но любые сложности преодолеть легче, если быть максимально готовым к тому, что вас ждет
Сложнейшая задача, которая стоит перед подростком — успешно влиться в языковую среду. Если у него нет никаких знаний, то он попадает в подготовительный класс, то есть изучает немецкий в интенсивной форме. Потом, когда ученики начинают делать успехи, их переводят в нормальные классы. Языковой барьер зачастую мешает эффективно учиться — подросток не может ни понять учителя, ни выразить свою точку зрения. Выход из этого тупика только один: как можно больше общаться на немецком языке, проявлять инициативу в новом коллективе. Да, это может быть тяжело на первых порах, однако результат не заставит себя ждать!
Что касается психологической адаптации, в различных городах Германии имеются консультационные пункты, в которых специалисты – социальные работники и психологи – проводят индивидуальные консультации для молодых иммигрантов, дают рекомендации, оказывают психологическую поддержку в трудных жизненных ситуациях, помогают интегрироваться
Родные и после эмиграции остаются для подростка самыми близкими людьми. Первым шагом со стороны родителей должно стать понимание, хорошо ли ребенок справляется с новыми требованиями в школе или, возможно, нуждается в помощи.
Только родители могут показать ребенку, как он может справиться со стрессовыми ситуациями, дать ему понять, что проблемы решаемы
Правильная стратегия интеграции – это, с одной стороны, сохранение своей культурной целостности, а с другой – стремление иммигранта стать неотъемлемой частью нового культурного сообщества